Скоропись: характеристика и особенности. Скоропись в XXI веке.

Скоропись: характеристика и особенности. Скоропись в XXI веке. Скоропись: теория

Общие сведения о скорописи

Скоропись: основные понятия и теоретические основы 

 

Скоропись – согласно Словарю русского языка С. И. Ожегова, - беглое письмо,  преимущественно в древних рукописях (Ожегов, С. И. Словарь русского языка /С.И.Ожегов.-М.,Русский язык, 1986.-с.629) . Данный почерк был рассчитан на значительное ускорение процесса письма. Ускорение это  достигалось рядом приёмов, таких, как:

  • практически безотрывное написание соседних букв (по сравнению с уставом и полууставом, в целом ряде случаев)
  • отсутствие пробелов между словами (т.е. по сути, см. пункт 1)
  • многочисленные сокращения

Чтение скорописи не даётся легко.  Для того чтобы научиться без особых мучений  понимать практически любой почерк, требуются годы и тысяча прочитанных страниц. Существует мнение, что иностранным языком нужно заниматься по двадцать минут каждый день. Это правило  применимо и для скорописи.  Читать нужно понемногу, но регулярно.  Чем больше страниц будет прочитано, тем легче будет  даваться прочтение каждой следующей.

Читая древние тексты нужно помнить, что по большому счёту, здесь всё просто. Это русский язык, без сложных  речевых оборотов, без длинных слов, типа «экзистенциализм», заимствованных из иностранных языков. «Двор», «деревня», «Иван», «сын», «церковь», «пустошь» , «двенатцат десятин в поле а в дву потому ж», «а по государеву указу платить ему» - таким, простым и понятным нам языком говорит скоропись.

Отличие скорописи от других почерков 

Данная таблица наглядно демонстрирует эволюцию рукописного почерка.

Путь от уставного письма к скорописи занял несколько веков, и, конечно, чёткой точки отсчёта, когда именно появилась скоропись, не существует.  Скорописью наши предки пользовались на протяжении двух-трёх столетий, расцвет данного вида письма пришёлся на XVII - XVIII вв.

Начало становления скорописи характеризуется возникновением при написании грамот и актов разного рода беглых полууставных почерков, особенных начертаний, где проявляются несимметричные, нередко выносимые за пределы строки, элементы букв. Дальнейшее развитие данного вида письма, почерка, характеризуется выносом за пределы строки не только отдельных элементов, но и самих букв, а также частей слова.

Принципиальным отличием скорописи от устава и полуустава является уникальность, самобытность, замысловатость и характерность каждого почерка. В скорописи мы можем наблюдать уникальность каждого текста, особенность каждой руки. Здесь есть и полёт фантазии, и творческое своеобразие.

В России скоропись появляется в ряде письменных памятников уже в XIV веке, а в XVII веке становится основным видом письма. Скорописью пишут жалованные грамоты, писцовые книги, долговые расписки, богослужебные книги, материалы ревизий.

На рисунке слева показан полуустав XV века, по центру  - полуустав века XVI,   а справа - полуустав, переходящий местами в скоропись XVII века

Дошедших до нашего времени письменных памятников, написанных скорописью, достаточно много. К ним можно прикоснуться и свободно изучить посредством сети Интернет на сайтах РГАДА, Библиотеки Троице-Сергиевой лавры, Российской Национальной библиотеки и других ресурсах.

Сегодня перевод скорописных текстов актуален для исследователей, занимающихся генеалогией, краеведением,  в том числе и церковным, а также источниковедением.

Трудности при чтении скорописи 

При всей кажущейся  на первый взгляд схожести скорописных почерков, как явления, порожденного одной эпохой,  чтение скорописи вызывает множество затруднений.  Прочесть скоропись бегло практически невозможно по ряду причин:

  • обилие лигатур
  • отсутствие пробелов между словами
  • сокращения слов (например, слово Богородица, состоящее из десяти букв, сокращается до Бца,  трёх букв, то есть до минимума)
  • отсутствие заглавных букв там, где они, согласно современному правописанию, точно должны быть, т.е. в именах, фамилиях, топонимике
  • отсутствие каких-либо знаков препинания
  • наличие  т.н. «хвостов», «завитков», и прочих элементов  свободного от каких-либо рамок (по сравнению с уставом и полууставом) письма, которые существенно затрудняют понимание написанного. Какие-то элементы действительно необходимы, а какие-то являются лишними украшательствами, которых лучше не было бы. И отличить нужное от ненужного бывает очень непросто.
  •  другая орфография: не Андрюшка, а ондрюшка, не тринадцать, а тринатцат, не угли, а уголье  и т.д., а также отсутствие буквы «Й» при наличии целого ряда букв, исключенных из нашей азбуки в 1710 и 1918 гг.(об этих буквах можно прочесть в поисковике в статьях «Дореволюционная орфография»)

С появлением гражданского шрифта, введённого Петром I в 1710 году, начинает видоизменяться и скоропись. Упраздняется целый ряд достаточно интересных по своему начертанию букв, таких, как Ψ, Ѯ, Θ, Ѿ. Утрачивает своё былое влияние церковно-славянский алфавит. Во второй половине XVIII века скоропись всё чаще переходит от своей нечитаемости в достаточно понятное и похожее на наш современный обыденный почерк письмо. Внимательный исследователь без труда увидит разницу между допетровской скорописью и скорописью, на которую так или иначе оказал влияние Гражданский шрифт.  В XIX веке скоропись полностью сдаёт свои позиции и переходит в разряд пережитка прошлого. Её более нигде не используют.

На рисунке слева - скоропись 1700 года, по центру - 1713 года, а справа - почерк 1806 года

Скоропись в XXI веке 

Сегодня, в XXI веке, мы можем наблюдать обратную тенденцию: спустя два с лишним столетия интерес к русской скорописи возрождается.  Казалось бы, необходимая только специалистам-историкам и людям, которые вынуждены разбирать почерки писцовых книг и ревизских сказок, скоропись становится предметом едва ли не массового интереса. Происходит это благодаря каллиграфии – искусству красивого письма.

Современное скорописное письмо. Каллиграфия

Существуют каллиграфические школы, основной направленностью которых является именно историческая каллиграфия. Древнерусский устав, полуустав, вязь и скоропись являются основными видами письма, которые преподают в этих школах курсистам.  В наше время, когда письменность волею технического прогресса зачастую сводится к одним символам и смайлам, люди учатся писать скорописью не вынужденно, а добровольно, потому, что им это просто нравится. Непривычное начертание букв, изящная замысловатость почерков, музыкальная плавность линий, тот самый Великий и Могучий русский язык, которым «говорит» скоропись – всё это неизбежно завораживает и притягивает своей  необычностью и красотой. Есть все основания полагать, что интерес к древнему русскому письму сохранится и в будущем.

Добавить комментарий


Комментарии
Марина 19 августа 2021, 21:24

Cпасибо, с огромным удовольствием погуляла по вашему сайту, который очень удобно сделан. Прочитала с интересом информацию о шрифтах. Мне очень понравилось, узнала много нового. Удачи вам в этом серьезном деле! М.А.