Почерк Петра I

Почерк Петра I Скоропись: практика

Наверное, едва ли подлежит оспариванию утверждение, что ни одно явление в русской истории и культуре (исключая само изобретение кириллицы Кириллом и Мефодием) не повлияло на развитие нашей письменности столь глобально и основательно, как реформа азбуки, проведённая императором Петром I в 1710 году.

Азбука с исправлениями Петра I

Переход от церковнославянского шрифта к гражданскому оказал существенное влияние на книгопечатание и на рукописный почерк.

Между тем, о почерке самого Петра I в интернете написано немало статей, суть которых сводится к тому, насколько трудночитаемым, путаным, неразборчивым и «нервным» был почерк первого российского императора. На просторах интернета можно встретить даже такие предположения, что Петр I якобы совсем «не умел писать», и что его «подменили» в Голландии.

Насчёт подмены, пусть об этом спорят специалисты-историки, а вот насчёт того, что не умел писать, мы попробуем разобраться здесь и сейчас.

Если бы в XVII-XVIII вв. современники Петра I увидели ниже представленные варианты написания фразы «И с теми мастерами», написанные четырьмя разными людьми в наши дни, то неизвестно ещё, что бы они о нас подумали и что смогли бы понять из написанного.

То, что сегодня для нас понятно и естественно, в прошлом могло бы быть воспринято неоднозначно. Также и наоборот, сегодня нам тяжело воспринимать тексты, написанные 300-400 лет назад. Воспринимать возможно, но тяжело. Для этого нужен навык, который вырабатывается годами упорного труда и сотнями прочитанных страниц. Если взглянуть на фразу, написанную Петром I, беспристрастно и в контексте некоторого представления о том, как писали в то время, то понимается, что это совершенно нормальная для того времени запись, прочтение которой доступно для рядового исследователя скорописных почерков.

«[И с теми мастерами коих оне написали с собою] ежели дешевле не возмут»

В данной записи наибольший интерес представляют две буквы, а именно «Ѣ» и «В». «Ѣ» обведен красным, "В" зеленым. Голубым обведена «Х»,  белым – «Т», но о них мы поговорим позже.

Буква «Ѣ» (Ять), как известно, обозначает звук «е» и встречается в текстах довольно-таки часто. У Петра I она похожа на латинскую t, и именно этот момент отличает почерк Петра от всех остальных скорописных почерков. Так букву «Ѣ» больше никто не писал. Во всяком случае, среди нескольких тысяч страниц скорописи разных документов и периодов, которые нам доводилось читать за последние несколько лет, такого ятя, как у Петра, ещё не попадалось. Если вдруг когда-нибудь попадётся, то об этом будет сообщено особо, что да, есть такой же ещё один ять. Но пока что этот ять уникален, или, говоря осторожно, мы предполагаем, что он уникален.

«О рыболовле на дву судахъ»

Также внимания заслуживает буква «В» (обведено зелёным). У Петра она сложна для прочтения тем, что написана в виде петли, которую хочется прочесть как «О» или как «С». Но такой вариант написания «В», когда отсутствует закругление в нижней части графемы, не уникальный случай для скорописных почерков. Рассмотрим пример из писцовой книги XVII века:

«Петровъ сынъ»

Намного ли этот почерк лучше и понятнее петровского?

Теперь вернёмся к «Х», обведённой в голубого цвета овал. В данном случае «Х» вынесена наверх и отделена от общего массива. Обычно отделение «Х» и вынос её наверх характерен для окончаний слов в таких случаях, как в «михайловских», «деревенских», «других» и т.д., см. пример:

«Михайловских покосех»

У Петра же «Х» полностью отделена от основного буквенного массива, не имеет соединения с предыдущей буквой, как в данном примере, и словно «висит в воздухе». Но именно эта особенность и делает букву узнаваемой в ряде других случаев:

«Во всех городех»

Итак, зная особенности написания таких букв, как «Ѣ», «В» и «Х», внимательный исследователь без труда определит такие часто встречающиеся буквы, как «А», «О», «Р», которые, как правило, ни с чем невозможно спутать.

Еще одна буква, которая вызывает затруднение при прочтении почерка Петра I, это буква «Т». Она у него представлена в трёх вариантах, и все эти варианты выполнены небрежно. Но, опять же, если знать принцип, как писали в то время, то все эти три варианта можно вычленить из общего буквенного массива и прочесть правильно:

«Трудно»

Буква «Т» написана также, как мы её пишем сегодня

"О парусах простых"

Буква «Т» выглядит похожей на I. Данный вариант написания также, наряду с петровским ятем, нехарактерен для общих тенденций написания этой буквы. Иногда таким образом, с крючком вверху, направленным влево, писалась буква I в начале слова, например, в имени Iвашко

"Iвашко" Фрагмент писцовой книги XVII века

"О найму матрозов

о бумажнои мелнице"

Буква «Т» вынесена за пределы основного буквенного массива наверх и представлена фрагментарно. Данный вид написания «Т» весьма характерен для скорописных почерков:

«З детми» Фрагмент писцовой книги XVII века

Рассмотрим ряд фрагментов записей, собственноручно написанных Петром I:

"Все каналы и пруды"

«О живописцах которои

всякия баталиi пишет»

«Под разорением всего имения ссылкою»

И, разобрав фрагментарно ряд фраз, можно попробовать прочесть какую-нибудь запись целиком:

Говоря о скорописи, нужно понимать, что нет правил без исключений, нет стопроцентных рецептов чтения и нет уверенности, что, дочитав текст до конца, мы всё поняли и прочли правильно. Всегда остаётся что-то, какая-то вероятность ошибки незримо присутствует и преследует исследователя. Где-то нечётко прописано окончание, где-то ещё что-то вызывает сомнение. И это нормально. Но определённо можно сказать только одно: нет нечитаемых скорописных почерков, а есть только наше желание или нежелание вникать в них и разбираться.

Добавить комментарий